Механизмы психологической защиты детей

Механизмы психологической защиты детей - это психические процессы, цель которых ослабить крайне негативные переживания вызванные внутренними и внешними конфликтами. Проходят они либо на уровне бессознательности, либо как процессы несогласия с объективной реальностью: отрицание её, замещение ложной памятью, реверсирование и так далее.

Основные и самые распространенные механизмы психологической защиты детей:

  • Оппозиция – активная детская протестная позиция, которая заключается в преднамеренном и грубом игнорировании требований и норм взрослых. Может быть вызвана недостатком внимания, не выполенной просьбой или накопившимися обидами, проявляется в результате низкого уровня самоконтроля;
  • Вытеснение – механизм замены неприятных и недопустимых воспоминаний вымышленными. Внутренний механизм успокоения через подсознательную ложь окружающим и самому себе;
  • Замещение – перемещение своих эмоций и чувств на внешний объект. Например, ребенок использует игрушку для выражения через неё своих чувств, которые сам по причине стыда или запретов взрослых не может осуществить;
  • Компенсация – внутреннее обесценивание области неудач. Например, ребенок плохо учится, но успокаивает себя тем, что он самый сильный в классе. То есть проблема не решается, а просто отодвигается в сознание на второстепенный уровень;
  • Имитация – механизм защиты через полное подражание. Подражание может быть любимому герою, родителям или лидеру группы детей во дворе. Таким образом, ребенок компенсирует свои страхи и стремится получить признание и любовь через копирование чужого поведения;
  • Отказ – в случае невозможности обеспечения необходимых потребностей ребенок уходит в глухую защиту, отказываясь общаться. Ранняя форма пассивного протеста, например, в детском саду ребенок забивается в угол и отказывается от общения пока не вернется его мама.
  • Регрессия – возврат из текущего состояния неудовлетворенности к состоянию удовольствия. Например, взрослый ребенок боится взять на себя ответственность и регулярно пытается вернуться в более ранние годы – просит покормить его или почитать сказку;
  • Эмансипация - попытка самоутверждения и выхода из-под контроля взрослых;
  • Отчуждение - погружение во внутренний мир мечтаний и фантазий, и уход таким образом от внешних неприятностей.



Также вы можете оформить подписку на новые статьи по электронной почте:

Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте: