Ложь детей

Ложь детей – это процесс преднамеренного оглашения ребенком недостоверной информации, стремление исказить события, факты или свое отношение к ним. При этом сам ребенок знает, истинное положение вещей, но, несмотря на это говорит неправду, руководствуясь внутренними мотивами.

Следует различать у детей фактическую ложь и мнимую ложь. Мнимая ложь – это состояние маленького ребенка, как правило, четырех, пяти лет, при котором он воспринимает объективную реальность через призму своих желаний и мнений и сам в это верит. Например, отождествляет себя с каким-то сказочным персонажем или уверен в том, что к нему приходит друг из сказки. Также мнимая лживость может возникнуть под влиянием других людей, которые могут внушить ребенку, что он что-то видел и тот со временем сам в это поверит. Этот феномен связан с несовершенством психических процессов у детей и обычно к шести годам он сам по себе проходит.

Природа лжи достаточно сложна и многогранна, она может иметь прямую корыстную цель: «я не пойду сегодня в школу, у меня болит живот». А может быть формой вежливого общения: «да, тетя, у вас красивое платье». Либо попыткой помочь другу: «нет, я не видел, кто разбил вазу». Взрослые по сути сами являются катализаторами детской лжи, хотя конечно стараются об этом не думать, закрываясь маской «я честный человек и никого не обокрал». И при этом взрослые часто очень негодуют, обнаружив ложь у ребенка, проявляя при этом крайнее лицемерие и рассчитывая выглядеть в глазах детей правильно. Хотя как раз правильная позиция была бы в анализе ситуации, понимании причин лжи и устранении именно их. Ведь чаще всего ложь – это следствие скрытых комплексов и неудовлетворенности ребенка.

Основными мотивами детской лжи являются:

  • Попытка защиты. Ребенок знает, или ему кажется, что он знает, что его накажут или будут ругать и поэтому с помощью лжи он защищается, пытается уйти от неприемлемой для него ситуации. Часто взрослые сами провоцируют детскую ложь, когда в ответ на правду вместо четкого разбора ситуации применяют жесткие санкции или начинают эмоциональное давление, ребенок запоминает это и в следующий раз начинает врать;
  • Попытка охраны личного пространства. Подросток не желая вмешательства в свою личную жизнь и её контроля со стороны родителей лжет, чтобы сохранить фактическую независимость;
  • Ложь, как попытка сокрытия неудач или преувеличение фактических успехов. Ребенок, не желая разочаровывать родителей, врет о своих успехах. Встречается в семьях с завышенными требованиями к детям, где уровень любви и преференций напрямую зависит от их успеха.
  • Ложь, как механизм сохранения паритета в семейных отношениях. Родитель дает ребенку задания и ждет их выполнения, ребенок делает вид, что выполняет их. В итоге сохраняется видимое равновесие и спокойствие при минимальных усилиях со стороны ребенка.
  • Ложь, как механизм удовлетворения собеседника. Очень частый случай лжи у взрослых, но который осваивают и дети. Ребенок чувствует, что хочет услышать от него взрослый и говорит это. Хотя по факту его слова неправда, поскольку он так не думает или не делал или не знает, например, говорит о том какой вкусный суп у матери или рассказывает отцу, как он много отвечал по математике, потому что видит, что папу аж распирает от гордости за него. Родители могут либо не замечать такую ложь либо просто игнорировать её как явление, считая одной из форм вежливости.
  • Корыстная ложь. Преднамеренное искажение информации с целью получения прямой для себя выгоды. Например, ребенок говорит о том, что им надо в школу деньги на день рожденья, а сам тратит их на конфеты, или ребенок притворяется больным, чтобы остаться дома. Как правило, этот вид лжи систематически или периодически проявляется уже у достаточно взрослых детей, которые научились хорошо и артистично врать, поскольку малышей взрослые все же могут легко вычислить. Но это не значит, что малыши не пытаются врать таким образом, просто их попытки носят пробный характер, а войти в привычку такая ложь может уже после того, как взрослые начинают им верить.



Также вы можете оформить подписку на новые статьи по электронной почте:

Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте: