Зависимость детей от компьютера

Зависимость детей от компьютера – неконтролируемое патологическое влечение к возможностям, которые предоставляют ребенку современные цифровые технологии. Многие ученые считают компьютерную зависимость тождественную алкогольной или наркотической. Принято различать зависимость от компьютерных игр или видеоигр (игромания) и интернет-зависимость, причем эти два понятия могут комбинироваться и выступать как одно целое. По данным разных аналитических исследований от 10% до 20% пользователей компьютера становятся зависимыми от возможностей, которые он предоставляет. Говоря об основных принципах зависимости от компьютера, мы будет подразумевать все виды цифровых устройств, которые позволяют на данный момент осуществлять веб-серфинг, играть, просматривать мультимедийный контент и т.д. На текущий момент можно выделить следующие устройства:

  • Персональный компьютер;
  • Портативный компьютер: ноутбук или нетбук;
  • Игровая консоль: PlayStation, Xbox, Nintendo и так далее;
  • Планшет;
  • Смартфон и мобильный телефон;
  • Телевизор с функцией смарт-ТВ.

Зависимость от компьютерных игр обусловлена слишком глубоким погружением ребенка в виртуальный мир. Во-первых, виртуальная реальность дает ребенку неограниченные практические «божественные» возможности. Дети могут строить виртуальные миры, управлять армиями, разрушать или создавать цивилизации и это их захватывает. Во-вторых, виртуальный мир позволяет удовлетворить потребности, которые невозможно удовлетворить в реальном мире, это часто низменные темные потребности – ребенок может проявлять агрессию, стать наемным убийцей или маньяком, хотя это и не обязательно – ребенка могут захватывать гонки, пилотирование самолетов, футбольные симуляторы. Как правило, выбор игр отражает круг интересов детей в реальном мире и позволяет определить их душевное состояние. В-третьих, виртуальная реальность позволяет скрыться от реальных проблем, например, обиженный в реальной жизни одноклассников ребенок может в компьютерной игре чувствовать себя супергероем. Даже взрослые могут подвергнуться пагубной зависимости от виртуальных игр, а тем более дети с их еще неокрепшей психикой. Многие исследования показывают, что игромания еще более серьезная проблема, чем даже зависимость от порнографии. Особенно сильно затягивают в виртуальный мир игры жанра RPG,поскольку они имеют развитые механизмы прокачки виртуального героя, нелинейный сюжет, и нечетко-выраженную цель, то есть, по сути, дают ребенку максимальную степень свободы жить и развиваться в виртуальной реальности. При этом он сам выбирает себе характер, умения и линию поведения, он может быть добрым рыцарем, коварным убийцей, мудрым магом или хитрым вором.

Часто взрослые недостаточно контролируют время, которое ребенок проводит за компьютером. Многие даже не догадываются, что многие игры, в которые играет их малолетнее чадо, предназначены только для людей от 16 – 18 лет. В итоге ребенок погружается в виртуальный мир полный сцен тотального насилия и игр сексуального характера. Очень важно взрослым понимать, что слово «игра» совершенно не обозначает универсальный процесс симуляции для каждого возраста. Существуют виртуальные игры для дошкольников, младших школьников, подростков и для взрослых. Поэтому, когда ваш ребенок погружается в очередной виртуальный мир, позаботьтесь о том, чтобы он не травмировал его психику.

Еще один вид мании связанной с компьютером – это интернет-зависимость. Может сочетаться с зависимостью от компьютерных игр или быть самостоятельной манией. По статистике примерно 10% пользователей интернета имеют болезненные проявления зависимости от него. Подробнее читайте в обзоре "Как защитить детей от интернета?". Как правило, зависимость от интернета проявляет в следующих вариантах:

  • Болезненное пристрастие к виртуальному общению в социальных сетях и мессенджерах. Заведение большого количества виртуальных знакомых, большие ежедневные объемы переписки. Всё это происходит в ущерб реальному общению и замещает его. Ребенку нравится то, что в сети он может проявлять качества, которые он не всегда легко может реализовать в настоящем мире: остроумие, напористость, грубость, взрослость и т.д. При этом ему надо проявлять минимум усилий – не надо поддерживать свой внешний вид, держать себя в хорошей форме, быть интеллектуально развитым (ведь достаточно быстро найти нужную информацию в интернете). В виртуальном мире легко заводить знакомства, противоположный пол может игнорировать его в реальной жизни, а в интернете легко найти сотни подруг и друзей. Ребенок считает, что их большое количество – это положительный признак, и в этом действительно нет ничего плохого. Но опасность состоит в замещении реального мира его эрзацем. Также вторичная опасность в том, что под видом очередной подружки может скрываться педофил или маньяк.
  • Пристрастие к посещению разнообразных сайтов в интернете – навязчивый поиск информации и контента. Перерастает в стадию зависимости, когда веб-серфинг для ребенка становится самоцелью. Заключается в постоянном скачивании и просмотре в онлайне мультимедийного контента, посещения интернет-порталов, интернет-магазинов, активном использовании поисковых систем. Хорошо, когда ребенок имеет какую-то конкретную цель и использует интернет чтобы совершенствовать свои знания (например, в авиа-моделировании), но плохо, когда это бессистемная мания и процесс ради процесса.
  • Зависимость от киберсекса – в отличие от взрослых с устоявшейся психикой, особенно опасна для подростков и молодых людей, поскольку, во-первых, может послужить замещением реальных интимных отношений, а во-вторых, может сформировать извращенные представления о сексе в целом.
  • Зависимость от онлайн игр – имеет все симптомы зависимости от однопользовательских игр, но при этом усугубляется дополнительными возможностями виртуально существования в мире, где есть такие же живые игроки, с которыми можно общаться и строить «почти реальные» отношения. То есть имеет комбинированные признаки игромании и зависимости от социальных сетей. Причем искусственность подобных отношений и болезненная зависимость от них, ребенка нисколько не смущает. И даже, наоборот, он еще больше старается погрузиться в мир, представляя себе его реальность, например, кричит, когда его виртуальный герой подает с большой высоты. Также может проявляться в зависимости от азартных онлайн игр, в данном случае все еще усугубляется болезненным желанием ощутить прилив адреналина при выигрыше, нездоровое удовлетворение от риска и «хождения по краю».

Основные признаки зависимости от компьютера:

  • Болезненное нежелание отвлечься от компьютера даже на непродолжительное время;
  • Раздражительность в моменты, когда ребенка отвлекли от компьютера;
  • Сбивается график питания и отдыха, вопросы собственного здоровья и гигиены отходят на второй план;
  • Ребенок начинает игнорировать домашние обязанности и учебу;
  • Питание происходит прямо за компьютером;
  • Для поддержания себя в бодрствующем состоянии ребенок начинает употреблять психостимуляторы: кофе, энергетические напитки и т.д.
  • Только за компьютером ребенок ощущает эмоциональный подъем и чувство эйфории, вне компьютера он испытывает чувство неудовлетворения;
  • Не способность ребенком запланировать время окончания нахождения за компьютером;
  • Вне компьютера ребенок преимущественно общается на темы связанные с играми и интернетом.

Последствия зависимости от компьютера частично схожи с зависимостью от наркотиков. Принято различать такие основные последствия:

  • Частые и беспричинные перемены в настроении;
  • Снижение успеваемости в учебном заведении, ухудшение внимания и памяти, неопрятность и игнорирование правил гигиены;
  • Отчуждение от других членов семьи и окружающих людей, которые не разделяют его пристрастия;
  • Сильная утомляемость глаз, которая приводит к головным болям, болезнь суставов рук, боли в позвоночнике;
  • Большие траты денег на компьютерные игры, интернет-сервисы, регулярный апгрейд и апдейт компьютера. Может сопровождаться с воровством денег и ценных вещей в семье.
  • Полный отказ от ранее интересовавших тем;
  • Противление (часто агрессивное) наставлениям родителей и окружающих людей;
  • Приступы страха, депрессии, появление различных фобий, например, боязнь темноты или нахождения в замкнутом пространстве. Ребенок начинает переносить ужасных существ из виртуального мира в мир реальный и начинает их бояться, так как понимает, что здесь он не защищен. Все может усугублять галлюцинациями и кошмарами. Ребенок длязащиты пытается погрузиться в компьютер, где чувствует себя сильным, но это только еще больше ухудшает ситуацию;
  • Крайняя стадия может привести к суициду, как, по мнению ребенка, единственному выходу из замкнутого круга.



Также вы можете оформить подписку на новые статьи по электронной почте:

Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте: