Агрессия у детей

Агрессия у детей – это слабо контролируемая часто деструктивная эмоция, с помощью которой ребенок хочет преодолеть мешающие ему препятствия в достижении своих целей. Целью агрессии может быть получение морального удовлетворения (я сильнее) либо материальных благ (отобрал игрушку). Агрессия противоречит общепризнанным моральным нормам взаимодействия между живыми существами, обычно между людьми, хотя агрессия может быть направлена и против животных. Более подробную информацию по теме школьного насилия вы можете почерпнуть из статьи "Что делать, если ребенка обижают в школе другие дети".

Психологами принято различать несколько базовых моделей поведения агрессивных детей. Наиболее распространенная форма – это защитный механизм против собственных страхов и комплексов. Ребенок обижает окружающих, подсознательно используя превентивные меры защиты. Ему кажется, что таким образом все его будут бояться и уважать. Зависть также может быть причиной неадекватного поведения. Особенно у дошкольников и школьников младших классов, когда ребенок еще не готов сознательно подавлять свои эмоции он их трансформирует в атаку на того, кому завидует. Также распространённая форма агрессии наблюдается у ребенка, который растет в сложной семье. У него формируется однобокий стереотип позиции силы. То есть что всего можно достигнуть с помощью кулаков, и что кто сильнее, тот и прав.

Наиболее сложная форма агрессии, которую можно даже отнести к психическим заболеваниям – это, когда нанесения вреда окружающим становится самоцелью. Как правило, это редкая форма поведения, наблюдается она менее чем у 5% детей. В данном случае агрессивное поведение ребенка не носит сколь-нибудь логических причин. Ему доставляет удовольствие сам процесс причинения вреда и боли.

Таким образом, агрессия может иметь мимолетный характер, и быть связанна с неумением ребенка осознавать и контролировать свои мотивы. Может быть направлена на достижение конкретной цели, например, получение игрушки или разрушение домика более успешного «конкурента». А может носить маниакальный беспричинный характер, где агрессия является самоцелью и выступает в чистом виде.

В зависимости от первопричины агрессия должна быть направлена в контролируемое русло. Например, путем её перевода в рамки состязаний по четким правилам. Это, как правило, разные спортивные игры, предполагающие физическую и психическую нагрузку, где ребенок трансформирует агрессию и с её помощью преодолевает свои собственные слабости. Где он самоутверждается без унижения других детей и учится брать под контроль свою внутреннюю энергию.




Также вы можете оформить подписку на новые статьи по электронной почте:

Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте: