Как научить ребенка защищать себя от обид, не вступая в драку

Оцените: ( 14 Голосов ) 

Как научить ребенка защищать себяВопросы самозащиты детей далеко выходят за рамки лишь физических аспектов обороны, которые на самом деле далеко не всегда эффективны, а необходимость их применения часто исходит из неумения ребенка адаптироваться в коллективе и решать конфликты на уровне общения. Иными словами психологическая защита и умение найти свое правильное место в коллективе часто намного важнее физических навыков борьбы.

Рассмотрим подробнее, как научить ребенка защищать себя без вступления в драку. Взрослым,однозначно, надо понимать, что, во-первых, нет каких-то универсальных «волшебных» правил, которые сразу решат все проблемы вашего ребенка, а, во-вторых, что все эти вопросы очень индивидуальны, зависят от возраста, пола, структуры характера, развития, места проживания, учебного заведения и так далее. Но попробуем обобщить ряд самых популярных советов. Кстати, рекомендуем вам прочесть еще несколько полезных обзоров. Статью "У ребенка истерика, что делать родителям" и материал о способах защиты для плиты от детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Для начала, скажем, что иногда проблему обид ребенка раздувают сами взрослые, которые неадекватно реагируют на ситуации в коллективе, привнося в них оттенок своих устоявшихся комплексов из детства и проблем зрелой психики. Дети еще намного более гибкие и далеко не всё воспринимают так серьезно, ну толкнули, ну через пять минут он толкнул в ответ кого-то, ну сделали замечание и поставили в угол или пересадили, через пятнадцать минут дите уже забыло об этом. А вот когда родители начинают активно вмешиваться в проблему, тем самым придавая ей в глазах ребенка особое значение, тогда эта проблема приобретает псевдомасштабы и начинает разрастаться, как мыльный пузырь. Поэтому решая сложности своих детей, всегда старайтесь быть рассудительными сами и оценивать реальность угрозы. Одно дело случайный синяк в детской игре и другое дело регулярные нападки на вашего сына или дочь. Чтобы эффективно научить ребенка защищать себя, старайтесь не поднимать понапрасну панику по пустякам, но быстро реагировать в случае реальной опасности.

Учим ребенка защищать себя – контроль психических процессов и адаптация с детьми

 

Как научиться защищать себя ребенку дошкольнику

Первый вопрос, который возникает – это возраст ребенка. Для дошкольников все вопросы взаимодействия в коллективе обычно сводятся к простейшим моментам – «нравится» - «не нравится», «хочу» - «не хочу», «буду» - «не буду». Дети дошкольного возраста, особенно младшей группы очень плохо реагируют на слово «должен», недаром восточная культура пропагандирует понятие: дошкольник – это царь. В этот период у детей только формируются основные понятия, их мозг открыт, нейронные связи формируются невероятно быстро, имеют огромный потенциал и еще не скованы большинством ограничений. Поэтому конфликты возникают по естественным причинам, у дошкольников не принято кого-то преднамеренно «травить». Дерутся обычно агрессивные дети; дошкольники не любят ябед, задавак, нахалов; тихони и заторможенные дети находятся в стороне от основных игр, но не подвергаются нападкам.

Ядро группы дошкольников состоит из развитых активных детей, которым интересно вместе, которых увлекают активные игры. Иногда, правда, встречаются дети с патологиями, которым доставляет удовольствие просто бить и обижать других, и воспитатель не может подобрать к ним нужный подход, это может быть следствием сложной ситуации в семье или нарушение детской психики, в этом случае необходимо ставить вопросы на уровне родителей или уровне учебного заведения. Поскольку обучать своего 4-летнего малыша приемам кунг-фу, для защиты от неадекватного одногруппника – это, конечно, глупость. Правильней либо перевести своего ребенка в другую группу, либо добиться, чтобы учебное заведение приняло меры по его ограждению от опасностей.

Итак, если говорить про детей дошкольного возраста, то основным моментом является помещение их в правильную среду, где они смогут гармонично развиваться и ограждение их от каких-то агрессий со стороны окружающих. Очень важно в этом развивать в ребенке общечеловеческие понятия морали, а также чувство справедливости и собственного достоинства. Важно, чтобы ребенок хорошо понимал свои рамки дозволенности и рамки, которые могут применять к нему другие люди. Например, родители могут побить его по попе, но это не позволено воспитателю детского сада, зато воспитатель может применять другие меры воздействия, например, поставить его в угол при плохом поведении, но не может лишить положенного обеда, отобрать любимую запеканку и т.д. Здесь вообще всегда важно иметь постоянное общение между родителями и воспитателями, так как детям свойственно искажать и преувеличивать некоторые события. Также очень важно адаптировать дошкольника к коллективу, обеспечить ему игры с малышами не только в детском саду, но и на детской площадке у дома. Практика показывает, что «домашним» детям потом намного сложнее вливаться в группу одногодок и обеспечить свою защиту.

Как научиться защищать себя ребенку - школьнику младших классов

Касательно школьников начинается совсем другая история, которую условно можно разделить на младшую и старшую школу. Разделение проходит примерно на уровне учебы в седьмом классе, то есть с момента начала пубертатного периода (полового созревания). Школьники младших классов проходят довольно сложный путь от «малыша» до самостоятельного ребенка. Попадая в школу, они постепенно (в течение первого класса) осознают понятие «должен», их взаимоотношения внутри коллектива становятся сложнее. Они начинают осознанно кого-то не любить, выделять «белых ворон», которые по каким-то причинам не способны влиться в класс, и ущемлять их. Здесь важно обеспечить ребенку всестороннюю поддержку и вовремя помочь адаптироваться к социальной среде. Надо понять есть ли глобальная проблема и в чем основная причина конфликтов (при их наличии), если в школе есть психолог, то желательно для защиты воспользоваться помощью профессионала. Мы же можем дать несколько советов:

  • Дети получают удовольствие дразнить тех, кто плачет, обижается или злиться на нападки. Видя «положительный» результат психологических или физических атак они будут их продолжать, причем, когда подвергаемый обидам ребенок, что-то в ответ пытается сказать или сделать, это часто только смешит обидчиков. Соответственно, эффективным способом защиты в данной среде является примирение со своими недостатками, которые высмеиваются и спокойная «взрослая» реакция на нападки. Например, у ребенка большие уши и его дразнят «слоном». Взрослым надо, во-первых, объяснить школьнику, что физические параметры являются второстепенным фактором, а, во-вторых, предложить спокойно относиться к подобным шуткам и даже, как бы парадоксально это не звучало, поддержать их. Например, сказать – «да уши у меня еще те, летом пойдем на пляж, буду вас вместо зонтика от солнца закрывать». Таким образом, шутники практически мгновенно потеряю интерес к насмешкам.
  • Школьники могут обижать или дразнить кого-то из-за несоответствия негласным требованиям коллектива. Обидам могут подвергаться слабые, отстающие, пассивные дети – причем не только в физическом, но и в психическом плане. В данном случае нельзя ситуацию пускать на самотек, иначе она может перерасти в крупный комплекс неполноценности. Желательно либо подтянуть ребенка до уровня класса либо в итоге перевести его в класс с меньшими требованиями. Не стоит наивно рассчитывать, что школьник перерастет проблему, есть опасность, что она его будет сопровождать всю жизнь. Вообще старайтесь не спешить отправлять ребенка в школу. Практика показывает, что многие дети, которые пошли учиться слишком рано в итоге развиваются медленнее, чем те, кому школа уже была по возрасту.
  • Обычно обижают тех, у кого нет друзей. Ребята, пусть даже и слабые, которые объединяются в группы, получают некоторый иммунитет к нападкам, поскольку обеспечивают себе коллективную защиту и поддержку друг друга. Поэтому старайтесь помочь подружиться вашему школьнику с другими мальчиками или девочками, если у самого него это не получается. Можно договориться с родителями малышей, которым интересно вместе, и организовать совместные походы в кафе, игры на площадке или стадионе. Это в итоге поможет дополнительно защитить ребят.
  • Если ребенок подвергается нападкам одноклассников, старших детей или учителя, научите его всегда рассказывать о своих проблемах. Не ругайте его, не называйте слабаком и не пропускайте жалобы мимо ушей. Всегда внимательно вникайте в сложности школьника и учите его как защитить себя в той или иной ситуации. При этом если ребенка обижают старшеклассники, то немедленно ставьте вопрос на уровне школы – поскольку это недопустимо. Если же ребенок подвергается нападкам от учителя, то старайтесь выслушать пояснения педагога, ведь часто бывает, что школьник ведет себя вызывающе, мешает проводить урок и так далее.

Как научиться защищать себя ребенку - старшекласнику

У старшеклассников отношения еще больше усложняются. Ко всем прочим сложностям прибавляются подростковые проблемы, со всеми вытекающими из этого результатами. Подростки, в попытках казаться старше, могут быть очень агрессивны. Они могут бить и не давать прохода ребенку, который им чем-то не нравится. Как правило, это человек с психологией жертвы, то есть школьник, который сильно боится своих обидчиков, чем они активно пользуются. Прямые попытки внушить ребенку в этом возрасте «смелость» обычно обречены на провал, ведь, сколько ни говори слово «халва», а сладко во рту не станет. Поэтому если ребенок до недавних пор не сумел побороть свои комплексы, не научился защищать себя, не обрел уверенность в себе и не смог контролировать страх, то нравоучениями тут не поможешь.

Всегда движущей силой обидчиков является страх их жертвы. На этом может строиться обучение ребенка психологической защите. Равный по силе духа (именно духа) соперник может стать или врагом или другом, но его не будут затравливать. Уметь контролировать ситуацию и сохранять спокойствие - это достаточно сложный процесс, который и далеко не каждому взрослому под силу. У ряда детей он сформировался вследствие особенностей характера, воспитания и жизненных ситуаций, а части детей это не доступно. Изменить определения «трус», «слабак» не так уж и просто, для этого в первую очередь надо желание, умение стремиться к результату и планомерная работа над собой. Конечно, в пределах одной статьи мы не расскажем всех особенностей (этому посвящены целые книги и методики), но о кратких моментах обучения защите расскажем.

  • Ощущение страха свойственно всем людям, в нем нет ничего особенного, это всего лишь один из первозданных защитных механизмов психики высших животных. Разница в том, что «хищники» чувствуют свое превосходство над «жертвой» - за счет количества, физической силы, возраста и поэтому они не испытывают страх.
  • Страх необходим организму для мобилизации защитных функций, он готовит тело к возможному бегству или драке. Все симптому страха – это следствие изменений в организме. Кровь отливает от кожи и желудка, притекает к мышцам (отсюда сосание под ложечкой и холодок по коже), в кровь впрыскивается адреналин (сосуды головного мозга расширяются, реакции усиливаются), при этом человек получает внутреннюю дозу обезболивающего. Тремор мышц, вызванный переизбытком адреналина, можно устранить их напряжением – движения рук и ног, подпрыгивание (например, так часто делают боксеры перед боем). Страх может легко перерасти либо в панику, либо в агрессию. То есть он выполняет для нас конструктивную функцию, но важно правильно его использовать.
  • Первопричина страха – это неуверенность в развитии событий и боль, которую человеку свойственно (и вполне естественно) бояться. Этот страх может носить патологический и ничем не обоснованный характер. Этим пользуются агрессоры, запугивая жертву своим видом, словами и поведением, они побеждают слабого, часто не тронув его и пальцем или лишь махнув рукой. Чтобы бороться со страхом, надо смотреть ему в глаза, а для этого надо планомерно преодолевать свои комплексы, закаляться, достигать успехов в спорте, учиться терпеть боль и перенапряжение – это сложный путь, но его можно упростить, если смелость просто научиться имитировать.
  • Мы определяем состояние человека по многим факторам, но первичными для людей всё же являются зрение и слух, поэтому страх определяется по поведению и голосу. Мы считаем, что люди уверенны в себе люди, если у них минимальная мимика на лице (а проявляются только «сильные» эмоции), движения расслаблены, вальяжны и неторопливы, голос спокоен и не дрожит, а реакции адекватны, внушают, что человек уверен в себе. И, наоборот, страх и неуверенность выдают дрожащие губы, расширенные глаза, плаксивое выражение лица, суета, торопливая речь, дрожащий голос, умоляющий взгляд. Есть ряд методик, которые позволяют научиться контролировать себя и внушить окружающим что вы «крутой человек» - этим, кстати, активно пользуются политики и крупные бизнесмены. Им не обязательно быть по характеру бойцами, главное так выглядеть. Поэтому, для того чтобы минимизировать атаки, подростку надо учиться самоконтролю и спокойной реакции на ситуацию, ведь почти всегда хулиганы рассчитываю на быструю победу и психологическое давление.
  • При конфликтах надо стараться избегать фраз, которые будут вынуждать обидчика к активным действиям. То есть нельзя его оскорблять или говорить грубости, тогда он будет вынужден перейти к атаке, чтобы подтвердить свой статус «крутости». Общаться надо твердо, но вежливо, чтобы у второй стороны не было поводов вступать в драку. Если ситуация выходит из под контроля, то часто самым правильным решением являет уход из неё.
  • Еще один аспект защиты, которому некоторым надо научиться, это не искать специально приключений на свою голову. То есть не провоцировать преднамеренно агрессию своими действиями, уж тем более, если не готов к драке. Стараться не посещать вечером места, особенно в одиночку, где вероятнее всего могут возникнуть проблемы – скопление молодежи, тем более бесконтрольной и нетрезвой, темные переулки и т.д.
  • И всегда надо помнить, что выигранный бой – это бой, который не начался и из которого человек вышел с достоинством.

Миссия выполнима – научить ребенка защищать себя

 

Мы, конечно, не смогли в рамках краткой статьи подробно ответить на вопрос, как научить ребенка защищать себя, но, надеемся, что дали вам пищу для размышлений. С ребенком надо работать, приспосабливать его социальной среде не меньше, чем учить математике. В итоге стоит сказать, что от систематических атак больше защищены уверенные в себе дети, которые легко адаптируются в коллективе, соответствуют его уровню, имеют друзей и умеют дружить, умеют совместно решать задачи, в том числе и своей обороны. Если же ребенок чем-то выделяется из коллектива, то оптимальным вариантом будет превратить свои недостатки и слабости в сильные стороны. То есть не обижаться на шутки, принимать свои слабости как должное, но стремиться по возможности от них избавляться и активно использовать свои сильные стороны в коллективе. Например, ребенок слаб физически, имеет какие-то недостатки в речи или поведении, но отлично рисует и значит, может нарисовать шаржи на директора и учителей, красиво сделать рисунки школьниц, сделать общий рисунок класса, чем заслужит уважение и приязнь одноклассников.

В случаях, когда ребенка систематически травят дети, особенно старшие, родителям надо принимать активные меры защиты на уровне учебного заведения, районного отдела образования, милиции и, наверняка, переводить дошкольника или школьника в другое место.




Также вы можете оформить подписку на новые статьи по электронной почте:

Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:


Ознакомьтесь с похожими статьями на нашем сайте, нажмите на интересующую тему:

Ваши комментарии и вопросы. Сайт "Защитница Багира" благодарит вас.   

 
0 #1 Фарида 30.11.2015 17:57
Здравствуйте!
Мою дочь начали гнобить со второго класса: сначала один мальчик ,потом в группе ,а сейчас всем классом ,в шестой класс ходит! На все мои приходы ,разборки...пол ожительного результата нет!
Сегодня классная позвонила и вызвала в школу ссылаясь ,что моя дочь сама провоцирует трение с классом ...
Что мне матери делать ? Дочь страдает и я не знаю чем помочь...
Цитировать
 
 
0 #2 Наиль 22.06.2016 13:41
менять школу
обратиться к психологу
Цитировать